Пострегистрационный фармаконадзор продолжает выявлять редкие нежелательные реакции и уточнять риски лекарств, которые давно применяются в клинической практике.
Цетиризин и левоцетиризин
Новый риск: выраженный генерализованный зуд после прекращения лечения.
Когда возможен: вскоре после отмены препарата, особенно после длительного ежедневного приёма. Реакция встречается редко, но может быть интенсивной и требовать медицинской помощи.
Что уточнить:
-
какой препарат принимал пациент;
-
продолжительность и регулярность приёма;
-
когда появился зуд относительно отмены;
-
есть ли сыпь и другие возможные причины симптома.
Тактика: оценить состояние пациента и исключить другие причины зуда. Решение о дальнейшем ведении и способе прекращения терапии принимают индивидуально. Самостоятельно возобновлять или резко менять схему лечения не следует.
Вальпроаты у мужчин
Новый сигнал безопасности: возможное повышение риска нарушений нейроразвития у детей, зачатых мужчинами, которые принимали вальпроаты незадолго до зачатия.
Причинно-следственная связь окончательно не установлена, однако регуляторы рекомендуют соблюдать меры предосторожности.
Что уточнить:
-
принимает ли пациент вальпроат;
-
планирует ли он зачатие ребёнка;
-
обсуждались ли с ним возможные репродуктивные риски;
-
использует ли пара надёжную контрацепцию.
Тактика: при планировании отцовства заранее обсудить лечение с неврологом или другим профильным специалистом. Рассмотреть необходимость альтернативной терапии и меры контрацепции с учётом актуальной инструкции к препарату.
Важно: самостоятельно или резко отменять вальпроат нельзя — это может привести к ухудшению контроля заболевания.
Короткий алгоритм для врача
-
Уточнить все принимаемые препараты и продолжительность лечения.
-
Сопоставить новый симптом с началом, изменением дозы или отменой препарата.
-
Проверить актуальную инструкцию и предупреждения регуляторов.
-
Исключить другие возможные причины симптома.
-
Обсудить изменение терапии с профильным специалистом, если резкая отмена препарата может быть опасна.
Главное: привычность препарата не означает, что его профиль безопасности остаётся неизменным. Новые симптомы после начала или отмены лечения необходимо оценивать как возможную нежелательную лекарственную реакцию.